Здравствуйте, друзья! Сегодня с утра посетила меня крамольная мысль: «Мы ругаем своё правительство за высокие налоги. Понятно, что СВО идёт, денег в обрез, бюджет трещит по швам и прочая. А вот какие налоги платят на Украине? наверное, раз в десять больше, нежели у нас? Сделал запрос через нейросеть Алиса. Цифры от неё, анализ мой».
С обычного наёмного работника на Украине в 2026 году «в среднем» из зарплаты удерживают около 23%:
18% — это подоходный налог (НДФЛ),
5% — военный сбор.
Оба платежа работодатель удерживает и перечисляет в бюджет прямо из суммы дохода украинца.
Но есть ещё единый социальный взнос (ЕСВ). Его ставка — 22%, однако платит его работодатель из своих средств, а не вычитает из зарплаты. Полная «стоимость» работника для предприятия будет выше (зарплата + 22% ЕСВ сверху), но для самого сотрудника это не прямой вычет из его кармана.
От чего зависит реальная нагрузка
Хотя базовая схема выглядит просто, на практике итоговая доля налогов может отличаться:
Вид дохода. Для некоторых категорий действуют особые ставки. Например, с иностранных дивидендов ставка подоходного налога ниже — 9% (плюс те же 5% военного сбора).
Статус. Резидент Украины платит налоги с мировых доходов, а нерезидент — только с доходов, полученных на Украине.
Владимир Зеленский подписал закон о повышении налогов, принятый Верховной Радой. Ключевым является увеличение военного сбора по всем доходам украинцев с 1,5 до 5 процентов в этом году и в следующем.
Правительство Украины предполагает поднять НДС с 20% до 21%. Полученные за счёт этого повышения средства, планируется направить в страховой фонд для поврежденных предприятий.
После анализа данных налогов на Украине, сравнил их с нашими ставками.
❗Основные налоги в России (2026 год)
Налоги с зарплаты:
НДФЛ — прогрессивная шкала, действующая с 2025 года:
Годовой доход
Ставка
до 2,4 млн ₽ - 13%
2,4–5 млн ₽ - 15% (с суммы превышения)
5–20 млн ₽ - 18% (с суммы превышения)
20–50 млн ₽ - 20% (с суммы превышения)
свыше 50 млн ₽ - 22% (с суммы превышения)
Страховые взносы — платит работодатель сверху к зарплате, не вычитая из неё:
22% — пенсионное страхование
5,1% — медицинское страхование
2,9% — социальное страхование
Итого — 30% сверх оклада. Работник их не видит, но фактически это часть его «стоимости» для работодателя.
Налоги на потребление
НДС — с 1 января 2026 года повышен с 20% до 22%. Льготная ставка 10% сохранена для социально значимых товаров (продукты, лекарства, детские товары), 0% — для экспорта.
Акцизы — включены в стоимость алкоголя, табака, бензина.
Туристический налог — в 2026 году ставка до 2% (минимум 100 ₽ за сутки).
Налоги на имущество
Налог на имущество физлиц (квартиры, дома, гаражи) — базовая ставка 0,1% от кадастровой стоимости; для объектов дороже 300 млн ₽ — до 2,5%.
Земельный налог — 0,3% для большинства участков; до 1,5% для участков дороже 300 млн ₽.
Транспортный налог — зависит от мощности двигателя и региона.
Налоги на доходы со вкладов
НДФЛ 13% (или 15% с суммы свыше 2,4 млн ₽) с процентов по банковским вкладам, превышающих необлагаемый лимит (1 млн ₽ × максимальную ключевую ставку ЦБ за год).
Сколько реально платит среднестатистический работник
Возьмём популярную для расчётов зарплату в 100 000 ₽ в месяц (1,2 млн ₽ в год) — это попадает в базовую ставку НДФЛ 13%.
Видно в зарплатном листе:
НДФЛ: 13 000 ₽ в месяц → на руки 87 000 ₽
Не видно, но платит работодатель сверху:
Страховые взносы: 30 000 ₽ в месяц
Косвенно — при покупках:
НДС 22% заложен в цену товаров и услуг
Если человек тратит все 87 000 ₽ на руки на товары со ставкой НДС 22%, то примерно 15 700 ₽ из них уходит как НДС.
Итоговая картина:
НДФЛ 13 000 ₽ работник (из зарплаты)
Страховые взносы - 30 000 ₽ работодатель (сверх зарплаты)
НДС (при тратах) ~15 700 ₽
работник (через цены)
Всего в бюджет
~58 700 ₽
При этом работодатель в общей сложности тратит на сотрудника 130 000 ₽ (100 000 оклад + 30 000 взносы). Государство получает около 58 700 ₽ — это примерно 45% от полной «стоимости» работника.
Если же считать только от суммы в трудовом договоре (100 000 ₽), то прямые налоги (НДФЛ + НДС при тратах) составляют около 28–29% от номинальной зарплаты.
Для большинства работников со средней зарплатой ставка НДФЛ остаётся 13% — прогрессивная шкала затрагивает лишь около 3% работающих, получающих больше 200 000 ₽ в месяц. e-kontur.ru
Планируются ли повышения?
Главное уже произошло: НДС вырос до 22% с 1 января 2026 года. На 2027 год масштабных новых повышений ставок не запланировано, но есть постепенные изменения: рост туристического налога до 3%, корректировка порогов для УСН. Также обсуждается законопроект о расширении шкалы НДФЛ до 7 ступеней с максимальной ставкой 35% для доходов свыше 500 млн ₽ — но он пока на стадии рассмотрения.
В России с 2025 года действует пятиступенчатая прогрессивная шкала. Ставка растёт в зависимости от годового дохода: 13% (до 2,4 млн руб.), 15% (2,4–5 млн руб.), 18% (5–20 млн руб.), 20% (20–50 млн руб.) и 22% (свыше 50 млн руб.). Важный нюанс: повышенная ставка применяется не ко всему доходу, а только к той части, которая превысила порог.
На Украине шкала в целом проще — там две основные ставки: 18% (для большинства доходов) и 5% (для дивидендов и некоторых других специальных случаев).